Контактные смазки и смазочные средства
Назначение
Смазочные материалы предназначены для уменьшения трения в местах механически взаимодействующих пар, а также для придания защитных свойств трущимся деталям машин и контактным группам приборов. В качестве смазочных материалов используют производные нефти, синтетические материалы, а также твёрдые вещества (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, и др.). Существуют полимерные смазки (с наполнителями и без), поверхностно-активные разновидности, а также газообразные (на основе инертных газов).
Классификация
Существует несколько стандартов классификаций смазочных средств, при этом можно упрощённо сказать, что всё сводится к делению по назначению, а также по исходному агрегатному состоянию (жидкие, твёрдые и газообразные).
По назначению выделяются масла:
• моторные;
• трансмиссионные и редукторные;
• гидравлические;
• консистентные (пластичные);
• индустриальные (консервирующие, уплотняющие и др.);
• электропроводящие пасты.
Смазки общего назначения
Служат для обработки относительно грубых узлов трения, каких как шарниры, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые редукторы и др. Выпускаются в вариантах, рассчитанных на обычные и повышенные температуры эксплуатации. Отличаются хорошей водостойкостью и стабильностью достаточной для защиты, как мощных механизмов, так и рабочего инструмента.
Многоцелевые смазки
Выпускаются как на органической основе с применением литиевого загустителя, так и кремнийорганические (там, где требуется работа с повышенными температурами). Рассчитаны на улучшение фрикционных свойств зубчатых и червячных передач, редукторов, опор скольжения, подшипников, винтовых пар и т.п. К дополнительным достоинствам относится высокая степень антикоррозионной защиты.
Термостойкие смазки
Рассчитаны для экстремальных условий работы и применяются для смазки подшипников высокооборотных электрических машин, агрегатных подшипников летательных аппаратов, узлов трения, а также рассчитанных на эксплуатацию в условиях глубокого вакуума сопряженных поверхностей металл-резина. Чаще всего выпускаются на основе кремнийорганических жидкостей или синтетического углеводородного масла, загущенного полимочевиной, с добавлением антиокислительных и противоизносных присадок.
Сохраняют стабильность в диапазоне температур от -60 до +160°С. Гигроскопичны, не теряют качеств даже при кипячении, обладают химической стойкостью и инертны к резине и полимерам. Для особо ответственного применения разработаны композиции на основе полиметилфенилсилоксановой жидкости, загущенной коллоидным графитом. Это придаёт смазке способность сохранять рабочие качества при температурах от -30 до +300°С, причём допустим кратковременный нагрев до +400 °С.
Химически стойкие смазки
Изготавливаются на основе композиций их высокоочищенных нефтяных масел, к которым для придания нужной консистенции добавляется белый церезин или синтетического углеводородного масла, загущенного модифицированным силикагелем.
Существуют также разновидности на основе перфторполиэфира, кремнийорганики и др.
Устойчивы к концентрированным неорганическим кислотам, щелочам, спиртам и др. При этом имеют хорошие противоизносные свойства и негорючи. Используются в подшипниках, шпинделях, подвижных резиновых уплотнениях, а также для защиты резьбовых соединений в условиях агрессивных сред, и том числе и в газообразном кислороде. Некоторые перфторполиэфирные разновидности сохраняют работоспособность в неподвижных соединениях в температурном диапазоне от -200 до +200°С, а в узлах трения при температуре от -60 до +200°С.
Приборные смазки
Специально разработанные композиции для узлов трения, работающих с невысоким усилием сдвига и при невысоких удельных нагрузках. Применяются в аэрокосмической технике, электро и радиотехническом оборудовании, приборах и других точных механизмах. Незаменимы в специальных скоростных подшипниках и аналогичных высокооборотных узлах (до 60 тыс. об/мин), а также механизмах панорамирования кино- и фотоаппаратуры, гироскопах и др.
Изготавливаются на основе маловязких нефтяных масел, кремнийорганических жидкостей, загущённого диоктилсебацината, сложных эфиров и др. Отличаются высокой коллоидной стабильностью, повышенной вязкостью и малой зависимостью свойств от температурных изменений, что гарантирует работу фрикционных узлов, как в летнее, так и зимнее время.
Приработочные пасты
Служат для облегчения первоначальной сборки и последующей приработки деталей, а также смазывания подшипников скольжения, шарниров, зубчатых и винтовых передач, других узлов трения, в том числе и резьбовых соединений. Изготавливаются на основе загущенного модифицированным силикагелем или гидроксистеаратом лития нефтяного масла либо кремнийорганической жидкости. Для придания большей эффективности в композицию добавляют мелкодисперсный дисульфид молибдена или оксид этого же металла. Обладает исключительно высокими противозадирными параметрами и пригодна к работе при температурах от -50 до .+300°С и выше.
Электроконтактные смазки
Специальные консистентные смазки, обладающие высокой термостабильность при сохранении хороших противоизносных характеристик и водостойкости. Важной отличительной чертой является низкое переходное сопротивление (менее 0,1 Ома в зоне контакта) во всём диапазоне рабочих температур (от -40 до +120°С). Применяется для смазки скользящих контактных групп проволочных резисторов, замыкателей и переключателей, коллекторных узлов электродвигателей и т.п.
Защитные консервационные смазки
Служат для предотвращения окисления клемм и контактных групп, консервации металлических изделий любого назначения, а также коррозионной защиты наружных поверхностей механизмов при их транспортировке или длительном хранении. Такие смазки находят применение при защите стальных канатов, деталей контактной сети и грозозащитных тросов, а также арматуры высоковольтных линий, эксплуатируемых на открытом воздухе.
Канатные смазки
Предназначены для смазывания стальных канатов различного назначения для придания им требуемых эксплуатационных параметров. Отдельной группой выделяются смазки, служащие пропиткой органических сердечников, контактирующих с проволочной частью канатов. Классические композиции традиционно изготавливаются на смесях нигрола, гудрона, церезина и нефтяных масел.
В более современных вариантах используется композиция нефтяного и синтетического масел, для загущения которых применён октол или озокерит; а также добавки нафтенат меди и серы. Обладают высокими фрикционами и адгезивными показателями, водостойкостью, обеспечивают заданный коэффициент трения между канатом и блоком. Работоспособность сохраняется в диапазоне температур от -60до +60°С, что гарантирует всесезонное применение.